Audemars Piguet. Royal Oak.

Всё о часах

Создание подлинно культовых часов обычно требует и литературного таланта, ведь необходимо сочинить эффектную легенду, связанную с ними. В случае с "Королевским дубом" - моделью Audemars Piguet Royal Oak-фигуранты легенды отыскались в Туманном Альбионе. Их было трое: король, дуб и корабль

Дуб Карла

Началась история очень давно, 6 сентября 1651 года, когда будущий ко-роль Англии, Шотландии и Ирландии Карл II, преследуемый войском мятежно-го Кромвеля, по воле провидения нашел приют и ночлег на ветвях могучего дуба. Так ли все это было, ведомо лишь само- му Карлу, но выводы из незначительного походного эпизода были сделаны самые что ни на есть основательные. Ознако-мимся с интерпретацией дальнейших со-бытий в официальном изложении Audemars Piguet.

"Названное позднее Королевским Ду-бом, это дерево стало для Карла II отправной точкой в борьбе за возвращение престола, а для Англии - символом защиты, безопасности и могущества. В память об этом событии между 1769 и 1914 годами британский флот получит четыре корабля, названные HMS Royal Oak. Отличительные признаки одного из них - усиленная стальными пластинами носовая часть из дуба и восьмигранные бортовые пушечные люки".
За неполные три столетия Великобритания не утратила титул владычицы морей, но ее некогда грозные суда HMS Royal Oak погрузились на дно океана и в пучину истории. Первый HMS Royal Oak 1769 года постройки в 1796-м был пре-вращен в плавучую тюрьму, а в 1815-м пошел на слом. Последний корабль с таким именем затонул ночью 14 октября 1939 года после торпедной атаки с немецкой подлодки U-47, унеся с собой жизни 833 моряков.

Угроза с Востока

Сделаем еще один исторический скачок и сразу перенесемся в начало 1970-х. Ужасы войны отошли в прошлое, выросло первое послевоенное поколе-ние, в Европе, впервые в ее бурной исто-рии, надолго воцарился мир, началось формирование СБСЕ, активно расширял-ся ЕС, и лишь в Испании да Португалии доживали последние годы дряхлеющие диктаторские режимы. Затихли волны сту-денческих волнений конца 60-х, и если б не пугающе быстро набирающий силу терроризм, жизнь в Старом Свете можно было бы считать вполне наладившейся. Прогресс шествовал семимильными ша-гами, даруя человеку холодильники, цвет-ные телевизоры, транзисторы, магнито-фоны, видеомагнитофоны, автомобили, калькуляторы... При этом европейцы все лучше зарабатывали и, соответственно, все больше тратили, что обещало пре-красные виды на будущее и швейцарской часовой промышленности. Но науч-но-технический прогресс оказался ковар-ной тенденцией: неожиданно замаячила нешуточная угроза с Востока. Предмет-ным выражением угрозы явились первые кварцевые наручные часы модели 35SQ японской компании Seiko, выпущенные в 1969-м и за пару лет перевернувшие ве-ковые представления об иерархии часо-вых ценностей. Под разящий удар попали не только производители механических часов для массового потребителя, но и "небожители" - Patek Philippe, Vacheron Constantin и Audemars Piguet. Главные козыри ведущих швейцарских брэндов - непревзойденная точность и безотказный автоматический механизм сложных доро-гих часов ручной работы - были эф-фектно биты простым как доллар выскоч-кой с азиатского конвейера. Столкнувшись с невеселой перспек-тивой полного покупательского игнори-рования, швейцарцы принялись искать пути выхода из электронной ловушки. Значительная часть компаний решила сокрушить неприятеля его же оружием и перешла на злосчастный кварц. Но этот лобовой способ борьбы был совершен-но неприемлем для производителей ме-ханических часов высшего класса. Снача-ла им казалось, что удастся просто за-крыть глаза на кварцевую экспансию и продолжать заниматься своим делом, не роняя престиж марки. Однако, работая по старинке, еще можно было продать сотню-другую эксклюзивных часов, но никак не десятки тысяч. Против нового врага брэндам первого эшелона срочно требовалось новое оружие - взамен привычного арсенала, отточенного в столетнем соперничестве между собой.
Audemars Piguet одной из первых осознала серьезность положения. Ком-пания решила, что лучшая защита - на-падение, и выпустила в 1972-м первые водонепроницаемые часы класса Sport De Luxe. Этот момент стал определяю-щим в новейшей истории становления и самоидентификации АР.

Октаэдр от Дженты

Футуристическая разработка леген-дарного дизайнера Джеральда Дженты - Audemars Piguet Royal Oak - и сегодня выглядит так, будто только что появи-лась на свет, настолько смел, авангар-ден, монументален и вместе с тем гар-моничен оказался дизайн модели. Все в этих часах было ново, необычно, неслы-ханно.

Прежде всего в глаза бросалась не имевшая аналогов форма корпуса и его безеля - ставшая впоследствии одемаровским фирменным знаком новатор-ская гайка-восьмигранник. Устроен 38,7-миллиметровый корпус тоже был по-новому: намертво скреплен по всей толщине (8 мм) восемью винтами с шес-тигранными головками. Корпус предста-влял собой монолитный сейф - с тыль-ной стороны на винты наворачивались круглые гайки со шлицом. Такой сейф надежно защищал механизм от всех при-родных стихий, делая Royal Oak неуязви-мыми, а потому - универсальными.
Новой оказалась концепция брасле-та - он был интегрирован в корпус и составлял с ним единое целое: корпус был первым звеном браслета, который затем плавно сужался по направлению к застежке. Эта форма значительно облег-чала часы и была идеальна с анатомиче-ской точки зрения.
Для корпуса и браслета был выбран принципиально новый материал -ма-товая сталь, которая раньше игнориро-валась производителями часов высшей категории. Но Audemars Piguet. изменила бы себе, если б сделала полностью стальные часы. Детали из белого золота в Royal Oak все же были: те самые винты с шестигранными головками и ротор автоподзавода.
Новым словом в дизайне прозвучали округлые симметричные формы часо-вой и минутной стрелок, такие же обво-ды делений на циферблате, который был украшен узором традиционного гильоше. В новинку было неожиданное исчезновение секундной стрелки: она бы только "испортила" лаконичное реше-ние циферблата, да и механизм часов из-за конструктивных особенностей ис-ключал ее присутствие. А механизм под циферблатом скрывался тоже новый -сверхтонкий (3 мм в толщину) автомати-ческий калибр 2121с частотой 19 800 пк/час. Как ни странно, в создании его прототипа принимали финансовое уча-стие и друзья-соперники Audemars Piguet - Patek Philippe, Vacheron Constantin.
Новой, наконец, была и цена - sFr 3300 - очень большая по тем вре-менам сумма даже за элитарные часы, (Стальной Rolex Oyster Perpetual Date стоил в те времена 750 франков, а золо-тая Calatrava от Patek Philippe - 2200 франков.) Надо ли говорить, что швей-царская публика оказала новичку более чем холодный прием. Потенциал ориги-нальнейших часов оценили только италь-янцы. Они и скупили весь тираж в 1000 экземпляров. Сто раз пожалев, что она связалась с этим "безумным" инноватором Джентой, свернула серийное произ-водство Royal Oak и сама Audemars Piguet.. Свернула, чтобы через несколько месяцев под огромным прессом стре-мительно растущей армии поклонников Royal Oak возобновить выпуск новых часов.

Ошеломляющий успех Royal Оак пре-взошел самые смелые ожидания их соз-дателей - и это во времена пресловуто-го кризиса швейцарской часовой про-мышленности, усугубленного еще и на-чавшимся глобальным нефтяным кризи-сом. В итоге, Royal Oak сделали для АР то же самое, что и Королевский Дуб для Англии - стали "символом защиты, безопасности и могущества" компании.

Интересно, что тот же Джента позд-нее дал путевку в жизнь прямым сопер-никам Royal Oak: модели 222 \/асhегоп Constantin и спортивным часам Patek Phillippe Nautilus. Но, как показали про-шедшие годы, первый заказ Audemars Piguet: вдохновил мастера куда сильнее, чем последовавшие за ним заявки от компаний-конкурентов. Еще раз под-черкнем очень важную для имиджа Audemars Piguet особенность. Нет сейча ни у Patek Phillippe , ни у Vacheron Constantin неповторимых и единствен-ных часов-символа, часов-иконы, часов - фирменного знака. Существуют, ко-нечно, популярные линии: Calatrava, Golden Ellipse, те же Nautilus - у Раtek; упомянутые 222, позднее Phidias и Overseas - у Vacheron, но ни одна из них не может квалифицироваться как эмблема марки в целом, ее овеществ-ленный "логотип". Такими часами мо-жет похвастаться лишь АР.

Поросль "Королевского дуба"

Несмотря на то что, развивая свой успех, АР вскоре наладила выпуск Royal Oak в корпусе из платины и золота раз-ных оттенков, в течение семи лет мо-дель не претерпела никаких конструк-торских изменений. Лишь в 1979-м, ко-гда в моду вошли часы небольшого диа- метра, корпус флагмана АР уменьшился до 36 мм. Прежний калибр 2121 в него не помещался, поэтому инженерам при-шлось создать 26-миллиметровый ка-либр 2125 с частотой 21 600 пк/час. Об-новленный Royal Oak обладал календа-рем (дата) и секундной стрелкой. Кстати, последняя появилась, как утверждают историки компании, только благодаря настойчивым просьбам клиентов. Толщина нового механизма увели-чилась, но часы по-прежнему оставались удивительно тонкими - всего 8,2 мм.

Кстати, именно эта модель стала ба-зовой для современных "Королевских дубов", которые оснащены калибром 2225, отличающимся от предшественни-ка более высокой частотой 28 800 пк/час. Эти часы и сегодня продаются у любого дилера АР по средней стоимости 9000 долларов. 20-летие Royal Oak компания отме-тила выпуском ограниченной 1000 эк-земплярами серии, ради которой был возобновлен выпуск оригинального ка-либра 2121. Это были первые "Коро-левские дубы" с прозрачной задней крышкой. Затем на базе реанимирован-ного калибра была выпущена серия ча-сов размера XL - Royal Oak Jumbo, а в 1993-м родилась легендарная коллек-ция Royal Oak Offshore. Механизм 2121 оказался настолько удачен, что позво-лил инженерам без труда оснащать часы всевозможными усложнениями. Так, в 90-х одна за другой появились версии Royal Oak со вторым часовым поясом, стрелочным индикатором даты, вечным календарем, хронографом. А к 25-ле-тию часов появилась автоматическая модель с турбийоном. Всего было раз-работано около 700(!) вариаций Royal Oak, из которых около ста можно ку-пить и сейчас.

Журнал МОИ ЧАСЫ №6 2004-2005

<<< всё о часах
Hosted by uCoz