СТАРИННЫЕ ЧАСЫ XVI-XIX вв.

Всё о часах

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Среди богатых и разнообразных собраний декоративно-прикладного искусства Государственных музеев Московского Кремля большой интерес представляет коллекция старинных часов, исполненных русскими и ино-странными мастерами. В это издание включены первоклассные образцы часового искусства крупнейших масте-ров Германии, Франции, Англии, Швей-царии и других стран Западной Европы. Они позволяют проследить не только технические изменения в часовом производстве на протяжении XVI-XIX веков, но и смену художественных стилей, отразившихся в декоративном оформлении изделий. Особый интерес в коллекции музея представляют карманные часы. В этой отрасли художе-ственного ремесла замечательным образом слилось воедино искусство часовых дел мастеров и искусство юве-лиров.
Первые работы иностранных часов-щиков появились на Руси в XVI веке. Вместе с драгоценной посудой, парад-ным оружием, роскошными тканями и седлами часы присылали в качестве посольских 'даров русским царям. Эти памятники искусства, осевшие в цар-ской казне, составили основу музей-ного собрания часов, значительно пополнившегося после Великой Октябрьской социалистической револю-ции за счет поступлений из частных коллекций дворцового имущества, кла-довой Московского ювелирного товари-щества.
Некоторые виды часов, такие как солнечные и водяные, были известны людям с древнейших времен. Появле-ние небольших часов индивидуального пользования стало возможным лишь с момента применения в их механизме ходовой пружины. В начале XVI века Петр Генлейн из Нюрнберга исполнил несколько пружинных часов. Вскоре их стали делать в Аугсбурге и в Праге. В XVI столетии образовались центры производства часов в Блуа, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме и в других городах Западной Европы. Тенденция к уменьшению размера пружинных часов привела к созданию во второй поло-вине XVI века миниатюрных карманных часов, хотя название "карманные" довольно условное, так как в тот период и позднее часы, подвешивая на цепочку, носили на шее

Ранние экзем-пляры карманных часов (ил. 1) имели лишь одну стрелку - часовую. Время обозначалось римскими цифрами, нане-сенными на металлическую пластину циферблата. Циферблатного стекла еще не было. Стрелку предохраняла глухая крышка, которую нередко, как и весь корпус часов, делали из горного хрусталя или топаза. В музейной кол-лекции образцом такого рода изделий служат часы немецкого мастера П. Хееле и французского мастера П. Купе (ил. 2, 3). В том случае, когда корпус часов изготавливали из металла, например из золоченой меди, на крышке выполняли прорезной орна-мент, который одновременно и украшал предмет и позволял сквозь отверстия ажура видеть движение стрелки. Несмотря на то что циферблатное сте-кло широко вошло в употребление с середины XVII века, но и во второй половине столетия встречались изде-лия с подобными крышками, примером тому могут служить часы в форме там-бурина, выполненные французским мастером Гэ(ил. 4).
Ранние образцы карманных часов отличались разнообразием использу-емых материалов, форм, приемов декорировки. Их делали восьмиугольными, овальными, прямоугольными, в виде книги, бутонов цветов, фигурок живот-ных. Исполненные в форме черепа или креста, они должны были напоминать носящему их человеку и окружающим о быстротечности жизни. Принято счи-тать, что часы-крест изобретены парижскими мастерами в середине XVI столетия. Они известны под названием "часы аббатисы" и предназначались для священнослужителей. Обычно их украшали сцены из жизни Христа или на библейские сюжеты (ил. 7).
Карманные часы - результат сов-местного труда часовщиков и ювели-ров. Гравированные, черневые, эмале-вые орнаменты и фигурные компози-ции, покрывающие поверхность изде-лий, выполнялись мастерами с гравюр-ных образцов. Декоративное оформле-ние часов должно было соответство-вать стилю, господствовавшему в при-кладном искусстве в тот или иной период.
В коллекции музея хранятся часы начала XVII века с необычайно красивыми изображениями аллегорий Мудрости и Правосудия, птиц и расте-ний, выполненными в типичной для того времени технике выемчатой эмали (ил. 5). На внешней стороне створок поме-щены камеи на раковине с портретом императора Фердинанда II. Эти часы - великолепный образец ренессансного стиля - из собрания А. И. Мусина-Пуш-кина. Ренессансный характер носит также гравированный декор на часах парижского мастера Барбере (ил. 6).

На протяжении XVII столетия в силу ряда причин первенство в европейском производстве часов переходило от одного центра к другому. События Тридцатилетней войны (1618-1648) подорвали былую мощь часового дела таких городов Германии, как Нюрнберг и Аугсбург. В начале XVII века француз-ские часовщики не имели себе равных. Но после окончательной отмены Нантского эдикта в 1685 году многие извест-ные мастера-протестанты покинули Францию и эмигрировали в Англию и Швейцарию, где в немалой степени спо-собствовали оживлению часового ремесла. К 1700 году первенство в мировом производстве часов перешло к этим странам.
В течение XVII столетия произошли изменения и в устройстве самих часов. В 1657 году голландский ученый Хри-стиан Гюйгенс, основываясь на теории маятника, впервые применил ее на практике для регулировки хода часов, что повысило их точность. После 1650 года в часах появляется минутная стрелка, а на циферблатной пластине второй ряд цифр-арабских - для обо-значения минут. Во второй половине XVII столетия форма карманных часов становится более привычной для нас - круглой. Правда, это не означает, что все часы, выпускаемые в то время, имели минутную стрелку и были круг-лыми. Среди музейных экспонатов есть великолепный образец работы париж-ского мастера А. Бретонно - часы квадратной формы с одной стрелкой и хрустальной крышкой вместо уже став-шего привычным во второй половине столетия циферблатного стекла (ил. 9). Часы украшены голубой эмалью, алма-зами, накладным растительным орна-ментом из золота.

Применение с последней четверти XVII века в механизме часов спираль-ной пружины повлияло на форму кор-пуса - он стал более выпуклым, поэтому часы называли луковицей. Тогда же к часам стали делать футляр, что привело к повышению доли труда золотых дел мастеров.
Старинные часы дают наглядное представление об удивительном жела-нии мастеров украсить все части изде-лия, включая головку заводного ключа (ил. 8), а также пластину, прикрыва-ющую механизм и носящую название "личинка". Обычно личинки декориро-вали ажурным орнаментом, но нередко встречались глухие пластинки, покры-тые изображениями, выполненными в технике живописной эмали, открытой Жаном Тутэном и получившей распро-странение с тридцатых годов XVII века. Интересные экземпляры часов с эмале-выми личинками находятся в музейном собрании. Это английские часы с изоб-ражением дамы, написанной в тонах, характерных для работ французских эмальеров (ил. 10), и голландские часы мастера А. Петри с прекрасно испол-ненной композицией "Сусанна и стар-цы" (ил. 11). К началу XVIII столетия французские расписные эмали были известны во всей Западной Европе, и английские часовщики помещали меха-низмы своих изделий в корпуса, зака-занные у французских эмальеров. Украшая изделия, художники-эмальеры расписывали их своими собствен-ными композициями или воспроизво-дили работы других живописцев (ил. 12).

В первой четверти XVIII века Франция уступает положение лидера в произ-водстве живописных эмалей Швейца-рии. О работе швейцарских эмальеров того периода можно судить по изде-лиям мастера Ханхарта, поверхность которых заполнена прекрасно написан-ными сюжетами из античной мифоло-гии (ил. 13).
Но не только живописные эмали украшали часы в XVIII столетии. Одним из важных компонентов их декоратив-ного оформления были драгоценные камни. Так, циферблат часов английс-кого мастера П. Парквота почти сплошь усыпан бриллиантами, сверкающими на фоне синей эмали (ил. 14). Драгоценные камни помещены и на футляре, изготов-ленном из хрусталя.
В тридцатых годах XVIII столетия во всех видах искусства, и в прикладном в частности, господствовал стиль роко-ко. Богатство фантазии ювелиров этого причудливого стиля проявилось пре-жде всего в необычайном многообразии используемых материалов. Часы делали из золота, серебра, перламу-тра, полудрагоценных камней. На их поверхности чеканили прихотливые орнаменты, основным элементом кото-рых был завиток в виде раковины (ил. 15). Часы стали подлинным украше-нием костюма. С тридцатых годов их носили на специальной цепочке - шатлене (ил. 16), состоявшей из несколь-ких широких звеньев. С помощью крючка шатлен прикрепляли к поясу одежды. Часовой футляр и шатлен исполняли из одного и того же мате-риала и украшали одинаковым орна-ментом. Из зеленого камня гелиотропа выполнены цепочка и футляр часов неизвестного английского мастера (ил. 19). Из гелиотропа в стиле рококо изго-товлены также изящные часы-табакерка работы лондонского часовщика Теллиапа(ил. 18).

В шестидесятых годах в искусстве на смену стилю рококо приходит класси-цизм, для которого характерны более спокойные и строгие формы, симметрия в построении орнамента (ил. 17). Цве-точные гирлянды, античные вазы, обрамления из жемчужин - все это элементы орнаментики нового стиля, особенности которого можно просле-дить в декоре часов датского мастера Сицерса(ил. 21).

В последней трети XVIII века модной игрушкой были часы-театр. Их изготав-ливали преимущественно французские и швейцарские мастера. Образец таких часов хранится в коллекции Оружейной палаты (ил. 20). В интерьере архитек-турного сооружения на фоне зеркал размещены танцующие пары. Когда внутри механизма раздавалась музыка, пары начинали вальсировать, а фигурки дирижера и арфистки двигали руками.
Во второй половине XVIII столетия в результате усовершенствований в часовом механизме толщина часов уменьшилась, они стали более плос-кими (ил. 23). Над модернизацией часов немало потрудился прославленный мастер, друг вождя Великой француз-ской революции Марата - Абрахам Людвиг Бреге. Среди нескольких экземпляров изделий Бреге, храня-щихся в собрании музея, красотой вне-шнего оформления отличаются часы с синей прозрачной эмалью по гильоши-рованному фону (ил. 22).
В конце XVIII века почти все часы делали без футляров (ил. 24 и 25). Двойные и тройные футляры сохраняли свою популярность лишь в Англии. Но и там с конца двадцатых годов XIX века стали появляться часы с несколькими крышками, наподобие изделий лондон-ской фирмы "Долтер" (ил. 26).
С начала XIX столетия часовщики Швейцарии перешли от ручного труда к полуавтоматическому производству. Они выпускали до ста тысяч изделий в год, которые распродавались на всех континентах. Часы стали массовой про-дукцией.
В течение XIX века произошло даль-нейшее техническое усовершенствова-ние часов. В карманных часах для завода механизма стали использовать не ключ, а головку. Ее изобрел в 1820 году англичанин Т. Престу. Швейцарец А. Филипп стал применять головку не только для завода, но и для перевода стрелок. В часах второй половины XIX столетия секундная стрелка стала обычным явлением.
Несмотря на массовое производство, в лучших образцах часового искусства высокое техническое качество соеди-нялось с изысканностью, красотой декоративного оформления

Государственные музеи Московского Кремля. Оружейная палата
Старинные часы XVI-XIX вв.
Издательство

<<< всё о часах
Hosted by uCoz